От первой любви – к революции в физиологии: Молодежный театр «На Пироговке» представил премьеру спектакля «Сеченов. Пути жизни»

В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой состоялась премьера Молодежного театра «На Пироговке» — спектакль «Сеченов. Пути жизни». Первая любовь и бунтарские поступки, дружба с великими современниками и взволновавший российское общество любовный треугольник – режиссер Ольга Захарова посвятила постановку страницам из жизни «отца русской физиологии», которые могут стать открытием для зрителей.

Показ состоялся в рамках «Сеченовской недели – 2023». Советник при ректорате, генерал-полковник медицинской службы, член-корреспондент РАН Иван Чиж подчеркнул, что «спектакль, созданный Молодежным театром и посвященный личности Сеченова, – одно из центральных и самых ярких событий «Сеченовской недели». А миссия «Сеченовской недели», которая стала для Университета доброй традицией, – «подчеркнуть значимость работы, которую проводили наши предшественники, и вспомнить людей, стоявших у истоков альма-матер».

Вот Ваня Сеченов, который был отчислен из военного училища из-за обостренного чувства справедливости, служит сапером и даже не помышляет о медицине, – он влюблен впервые, и влюблен безответно. Вот он же – вольнослушатель медицинского факультета Императорского Московского университета, увлеченный наукой и богемной жизнью Москвы. Вот Иван Михайлович Сеченов, уже известный молодой ученый, автор нашумевших трудов по физиологии, желанный гость лучших гостиных и, по слухам, прототип главного героя романа Чернышевского «Что делать?». Чем живет Сеченов? Какие у него идеалы? Что вдохновляет его служить медицине и науке?

«Имя Ивана Михайловича Сеченова известно всем. Мы знаем его как физиолога, мыслителя, естествоиспытателя. Но мало кто знает его именно с человеческой стороны, какие перипетии судьбы он преодолел на пути своего становления как ученого. Наш спектакль показывает Сеченова прежде всего как человека – такого же, как мы, который умеет любить, страдать, прощать, радоваться, ошибаться и идти вперед», – говорит Ольга Захарова, автор инсценировки по книге Миньоны Яновской и режиссер спектакля, художественный руководитель Культурного центра, художественный руководитель МКТ «На Пироговке».

Роли в спектакле сыграли студенты-сеченовцы, приглашенные профессиональные актеры и даже один практикующий врач. Режиссер обозначила жанр постановки как «малоизвестную историю уникального человека, сотканную из дневников и рассказов». «Этот ход дает возможность начинающим актерам не «играть» персонажей, а невероятно искренне и заразительно рассказывать историю главного героя. Если кто-то ожидал увидеть исторические костюмы и наклеенные бороды, то с самых первых секунд это чаяние рушится», – говорит Ольга Захарова.

Концепция постановки – современный взгляд нынешней медицинской молодежи на Сеченова, в те годы такого же молодого, порывистого, мечтающего о великих свершениях. Актеры – в графитовых и черных пиджаках, актрисы – в грубых ботинках и белых платьях-комбинациях, которые на глазах у зрителя превращаются то в свадебные платья, то в гимназическую форму военного училища, то в наряды дам московского землячества на читке пьесы Островского, то в костюм танцовщиц под цыганский романс Аполлона Григорьева.

На фоне черно-белого цветового решения спектакля выразительно играет реквизит: старинные книги XIX века, пробирки с цветными реагентами, срез головного мозга человека. Запоминающийся акцент в сцене путешествия Сеченова в Италию – апельсины, которые летали в воздухе, катались по полу, превращались в апельсиновое дерево, наполняли ароматом зал.

Звуковые решения спектакля – в духе сегодняшнего времени. Люди-призраки движутся под рваный ритм польки. Операция без обезболивания проходит под тревожные, ноющие звуки. Непризнанный художник Александр Иванов, друг Сеченова, выходит на сцену под очищающий душу и вселяющий надежду церковный хорал. А основные повороты в жизни ученого сопровождает современная музыка и песни, которые вживую исполняет певица и начинающая актриса Арина Волкова.

«От постановки появляется ощущение, похожее на флер спектаклей Бутусова. Неожиданно, цепко, глубоко, многослойно. Воспоминания, которые накрывают на следующий день, раскрывают новые пласты и смыслы, заложенные в спектакле», – впечатлениями поделился один из зрителей Александр Васильков.

Исполнитель главной роли, актер театра и кино Андрей Сумцов рассказал, что ему невероятно интересно было изучать личность такого масштаба: «Меня увлекли его верность своим взглядам, стойкость воли и глубина чувств. В работе над ролью Сеченова помогали и документальные свидетельства, и беседы с адептами его учений. Режиссерская идея Ольги Захаровой – рассказать о человеке, который прокладывал свой путь, выходя за рамки привычного и устоявшегося. Я благодарен партнерам по сцене за совместную работу, а постановщику – за художественную смелость. Надеюсь, история Сеченова кого-то вдохновит, направит, поможет задать нужные вопросы и приблизит к ответам на них».

В будущем спектакль «Сеченов. Пути жизни» останется в репертуаре театра и будет звучать со сцены Театрально-концертного зала «Каучук». Первый МГМУ заканчивает реконструкцию этого памятника конструктивизма и превратит его в новый очаг культуры.

Выражаем благодарность за консультативную помощь Музею истории медицины и лично Марине Юрьевне Черниченко. Также выражаем благодарность кафедре патологической анатомии человека и лично Дмитрию Дмитриевичу Проценко. Благодарим салон цветов «Кливия» нашего постоянного партнера за прекрасные букеты для актеров!

Оригинал статьи на сайте Сеченовского университета ->