Биеннале театрального искусства

Студийцы Театральной Мастерской при МКТ «На Пироговке» Сеченовского Университета успевают все! Между репетициями, фестивалями и новыми постановками, они посещают значимые театральные события Москвы, каким явилось Биеннале театрального искусства.

13 октября, в Бахрушинском музее состоялось открытие выставки «От К. С. Станиславского до Л. А. Додина», которая с 14 октября по 16 ноября будет проходить в рамках Биеннале театрального искусства.

Пространство выставки поделено между легендарными русскими режиссёрами XX-XXI века. Среди них — авторы режиссерских систем: К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, Вс.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров; титаны режиссуры советского времени: Г.А. Товстоногов, Ю.П. Любимов, О.Н. Ефремов, А.В. Эфрос; режиссеры, определившие переломную эпоху тысячелетий: П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, К.М. Гинкас, А.А. Васильев, В.В. Фокин, Л.А. Додин. Гости музея смогут попасть в личное пространство режиссёра, его рабочий кабинет, представленный персональными вещами, чертежами, макетами, архивными видео- и аудиозаписями.

Студийцы Татральной Мастерской посетили три мастер-класса «Уроки режиссуры», которые также проходили в Бахрушинском музее и познакомились с такими лидерами российской сцены, как Валерий Фокин, Сергей Женовач и Лев Додин. Это были по-настоящему открытые мастер-классы. Признанные мастера театра отвечали на вопросы зрителей. Публика состояла не только из артистов и режиссеров — здесь были психологи, социологи, те, кто интересуется театром в самых разных аспектах. Среди них были и студийцы Театральной Мастерской – Полина Старцева, Юлия Феоктистова, Карина Ефремова, Анастасия Семьянова, а также артисты театра – Сергей Захаркин, Антон Понаровский, Эдуард Двинских, Леда Бардаш с идейным вдохновителем —  художественным руководителем МКТ «На Пироговке» – Ольгой Захаровой.

«Чему не учат в театральной школе» − так Валерий Фокин обозначил первую условную тему встречи, которая состоялась 12 октября.

«Какие-то, может быть, советы, потому что профессия сложная очень. Какие-то советы по профессии, по тому, как себя вести в ней, что-то они запомнят − это польза, безусловно, особенно для людей, которые учатся еще. Потому что школа − это школа, а театр − это театр, другая жизнь, другая практика», − подчеркнул режиссер, народный артист России Валерий Фокин.

Разговор получился откровенным. Например, Фокин признался, что его часто бесит современная публика. «Многие из них просто не вычитывают те смыслы, которые заложены в спектакле. Некоторые вообще не знают сюжет. Я тут слышал на «Женитьбе», как две женщины обсуждали: выпрыгнет ли он из окна. Публика − чудовище. Это Немирович-Данченко сказал», − поделился Валерий Фокин.

Театральная мудрость и настоящие афоризмы:

«Если создание спектакля идет легко, что-то тут не так».

«Люди, которые работают в театре, по-своему больны».

«В искусстве есть только один запрет − отсутствие смысла».

«Режиссёр – это человек, который сочиняет другой мир, отталкиваясь от этого мира.».

«Живое восприятие на сцене – это самое главное».

«Каждый театр должен иметь своё лицо».

«Главный рецепт успеха для театра – «омоложение». Нужна «свежая кровь»: новые идеи, молодые актёры и режиссёры».

16 октября прошла вторая встреча с легендарным режиссером, педагогом, профессором — Сергеем Женовачом. Кроме увлекательнейшего мастер-класса, которые прошел на одном дыхании, Сергей Васильевич оставил ощущение света, добра и мудрости, предстал перед нами человеком мягким, несмотря на то, что профессия режиссера подразумевает волю, жесткость и определенный характер. Насколько же он велик, насколько же он интересен, что при всей скромности и доброте за ним идут и получаются нетленные произведения.

Театральная мудрость и настоящие афоризмы:

«Режиссёрский дар – это умение отсекать ненужное».

«Сцена – это действующее лицо. И в сцену нужно влюбиться».

«После агрессивной режиссуры возникают человеческие травмы. Поэтому я люблю время и работу во времени».

«Для меня работа – это и есть моя жизнь».

«У театрального критика должно быть чувство театра и театральный слух».

«Главное – выработать собственный внутренний критерий и доверять ему».

«Жанр – это не литературное понятие».

«Сценический жанр – это угол зрения на событие. Жанр и определяет замысел».

17 октября прошёл третий мастер-класс режиссера, народного артиста Льва Додина. Лев Додин более 3 часов обсуждал с аудиторией, что такое — поддерживать в театре необходимый уровень идеализма, как театру защищаться от времени и как его слышать объемно и точно; а также — почему Чехов стал для Малого Драматического-театра Европы главным автором ХХI века. Лев Абрамович подчеркнул, как важно постоянно много читать не только для людей актеров и режиссеров, а для каждого человека. Наверное, поэтому, весь его мастер-класс был одной большой цитатой.

До 16 ноября у всех желающих есть возможность посетить выставку Бахрушинского музея  «От К. С. Станиславского до Л. А. Додина.

А также, в рамках биеннале, 27 октября можно посмотреть спектакль «Женитьба» в Государственном Академическом Театре им. Евг. Вахтангова. Постановку представляет Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова (г. Казань)
Автор произведения: Николай Васильевич Гоголь
Режиссер-постановщик: Илья Славутский
Художник-постановщик: Игорь Четвертков
Художник по костюмам: Елена Четверткова
Художник по свету: Евгений Ганзбург
Музыкальное оформление: Ляйсан Абдуллина.

23 октября в Государственном Академическом Театре им. Евг. Вахтангова — спектакль «Отцы и дети»

Автор произведения: Иван Сергеевич Тургенев
Автор инсценировки: Шапиро Адольф
Режиссер-постановщик: Зимин Дмитрий
Художник-постановщик: Кравцев Владимир
Художник по костюмам: Брагина Ника
Художник по свету: Михалевский Тарас
Музыкальный редактор: Хазин Юрий

Мы уверены, события биеннале останутся в умах и сердцах молодёжи надолго. Кто-то задумается о нравственных вещах и завтра поступит лучше, нежели поступил бы вчера, кто-то возьмет в руки книгу, кто-то, вдохновившись, создаст что-то новое, будь то картина, стихотворение или спектакль!