Литературно-музыкальный спектакль к 200-летию Я.П.Полонского

Дорога

  • Пока у нас довольно хлеба
    И есть ещё кувшин вина,
    Не раздражай слезами неба
    И знай – тоска твоя грешна.

    Я. Полонский

18 декабря 2019 года, ровно в день 200-летия Якова Петровича Полонского, Молодежный театр «На Пироговке» подарил зрителям очередную премьеру в уходящий год театра. Литературный спектакль «Дорога», окутанный в музыкально- поэтическую вуаль, перенес зрителей, оставивших предновогодние дела, в атмосферу «Золотого века» русской литературы.

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Это был взлет Духа, культурный подъем. Литература в XIX века — самая влиятельная форма национальной культуры. Это время творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Ближе во второй половине века появляется в творчестве писателей произведения на темы моральной и христианской этики, поиски правды и справедливости. Яркими представителями этого направления являются: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

В 50-е годы происходит новый подъем поэзии. Многочисленные поэтические сборники становятся событиями литературной и общественной жизни. В полной мере раскрываются таланты Н. А. Некрасова и А. А. Фета, возрождается к поэтической жизни Ф. И. Тютчев, выходят книги И. С. Никитина Я. П. Полонского, Ап. Майкова и др. Отчетливо обозначаются два направления поэзии: демократическое (Н. А. Некрасов, И. С. Никитин, ) и «чистое искусство» (А. А. Фет, Ап. Майков, А. К. Толстой). Промежуточную позицию занимал Я. П. Полонский.

Мечтательный, как Байрон, и рассеянный, как Лафонтен, Я.П. Полонский входит в большую литературу в начале 40–х годов XIX века. На фоне страстной лирики поэтов–петрашевцев (кружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за участия в нём молодого Достоевского и из-за необычного, поразившего современников, обряда инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы) его лира нежна, мягка, заоблачна.

Полонский прикован к современной ему истории, к человеку, пребывающему в ней. Он движется вместе со временем, и чем напряженней, интенсивней становится ритм общественной жизни, тем трагичней звучат его поэтические отклики на социальные катаклизмы современности.  В 1881 г. поэт пишет К.П. Победоносцеву: «Холодом повеяло от жизни – тяжело, душно, невыносимо душно!.. Шестьдесят лет живу на свете и, клянусь Вам, не помню странного, такого тяжелого времени». С другой стороны, Полонский как будто грезит наяву, принимает за «действительность не то, что видит, а то, что ему мерещится, и наоборот». Фантазийный мир Полонского, «туманный, мечтательный, вечерней или утренней зарею облитый колорит вдохновений», не вписывался в рамки приземленной реальности. Так кто же он, этот романтик и идеалист, наделенный способностью тонкого и страстного сопереживания, — певец «чистого искусства», борец–революционер или обыкновенный человек прогресса, чей трагизм заключен в попытке совместить несовместимое: идеальную эстетику и гражданское движение второй половины XIX века?

Поразмышлять об этом предлагает спектакль «Дорога», режиссер – художественный руководитель театра Ольга Захарова. Зрители вместе с актерами прошли основные этапы жизненного пути поэта и прозаика.

С чего обычно начинается интерес к творчеству полузабытого поэта Полонского? Ну конечно, с романса. С бессмертного русского романса, особенно пышно расцветшего во второй трети XIX столетия. С какого именно? Конечно, с «Песни цыганки». Если спросить любого далекого от поэзии человека, знакомы ли ему слова «Мой костер в тумане светит, искры гаснут на лету…» — и вам тут же продолжат, пусть и путая слова. Романс, ставший народной песней, уже полтора столетия живущий на слуху, прозвучал под гитару в исполнении актеров театра почти в самом начале спектакля.

Крафтово-молочное сценографическое решение придает мягкий пастельный колорит постановке. Нежно-кружевная стилистика всего спектакля контрастирует с серым холодом железной решетки в жесткой и выразительной сцене пребывания в тюрьме Веры Засулич. Стихотворение «Узница» — отклик Я. Полонского на арест Веры Засулич, покушавшейся на жизнь петербургского градоначальника.

Лирические и романтические стихи переплетаются с гражданскими и биографическими. Полонским написано одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о смерти ребенка, увиденной совершенно поразительным образом — «Смерть малютки». Сцена решена условными выразительными средствами, тем не менее, по отзывам зрителей, попадая в атмосферу похорон младенца, «цепенеешь от одного вида замерших глаз матери»

Наиболее ценимое самим Полонским стихотворение «Колокольчик» пронзительной нотой звучало в заключительных аккордах спектакля. Здесь романсовая «жестокая струна» напряжена до предельного драматизма, до высочайшей лирической драматургии. Чаще всего подобные попытки приводили к хорошей прозе в стихах или к миниатюрной драме. «Колокольчик» Полонского — одно из немногих счастливых исключений.

Переплеталась с поэтической дорогой Я. Полонского вдохновенная струя живой виртуозной фортепьянной и скрипичной музыки.  И. С. Бах, М.И. Глинка звучали в исполнении директора Культурного центра Олеси Касьяновой и студентки Сеченовского университета, участницы Инструментального ансамбля классической музыки Sechenov, Марии Волковой. «Говорить о музыке — это все равно, что танцевать об архитектуре». Мы приглашаем вас прийти на следующий спектакль и в уютном формате Арт Кафе пройти вместе с артистами и музыкантами «Дорогу» жизни поэта и прозаика «Золотого века» русской литературы Якова Петровича Полонского.

В спектакле заняты:

  1. Стихотворение «Дорога»
    Арина Волкова, Андрей Шевцов, Александр Сирица, Екатерина Михайлова, Карина Ефремова
  2. «Песнь цыганки»
    Весь курс
  3. «Любви не боялась ты»
    Илья Кузьминов
  4. Глинка-Балакирев. «Жаворонок»
    Мария Волкова
  5. «Лунный свет»
    Карина Ефремова
  6. «Лебедь»
    Екатерина Михайлова
  7. «Литературный враг»
    Анастасия Семьянова
  8. «Узница»
    Андрей Шевцов
  9. «Молитва»
    Ольга Захарова
  10. Иоганн Себастьян Бах. «Аллеманда из партиты ре минор»
    Олеся Касьянова
  11. «Смерть малютки»
    Мила Кузьмина
  12. Скотт ДжоплинРегтайм кленового листа
    Мария Волкова
  13. «Колокольчик»
    Валерия Мартыненко
  14. «Утрата»
    Александр Сирица
  15. «Что если»
    Мила Кузьмина
  16. «Прометей»
    Богдан Ковалев, Екатерина Михайлова, Анастасия Семьянова
  17. «На пути»
    Андрей Шевцов, Валерия Мартыненко, Илья Кузьминов

 Режиссер-постановщик, художник по костюмам – Ольга Захарова

Светооператор, звукооператор – Максим Журлов

Дизайнер – Александр Доронин, Ольга Захарова

Реквизитор – Мила Кузьмина

Костюмер – Валерия Мартыненко

Зав. Пост. частью – Андрей Шевцов

Несправедливо было бы не вспомнить творчество Якова Петровича Полонского, прожившего редкостно долгую для русского лирика жизнь и создавшего множество произведений как в стихах, так и в прозе, неравнодушного к судьбам Отечества, живо откликающегося на значительные общественные события, будь то отмена крепостного права или военная кампания. И ему удавалось оставаться, как правило, лириком, а не трибуном.

Этим спектаклем хотелось приоткрыть забытые страницы и напомнить о Я. Полонском, создавшем много выдающихся стихотворений, оцененных по достоинству как современниками — А. А. Фетом, Ф. И. Тютчевым, В. М. Гаршиным, так и поэтами иных поколений, например, Александром Блоком, прекрасно знавшим творчество Полонского и ценившим его чрезвычайно высоко.

Осенью 1883 года Яков Петрович Полонский написал: «Там, где полнейшее равнодушие ко всему, что не мы и не наш интерес, — признак или неосмысленного ребячества, или той старческой апатии, которая предшествует разложению общества…»

Выражаем благодарность нашему постоянному партнеру!!!

Салон цветов «Кливия» — красивые, стильные, свежие букеты на любой, даже самый взыскательный вкус:

https://m.vk.com/club_kliviya
https://instagram.com/kliviya_salon?igshid=1e9iisuz1wjdf