«Послевкусие» на Страстном

8 февраля в Театральном центре «На Страстном» прошла премьера спектакля «Послевкусие» по легендарной пьесе Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Морозный зимний вечер не помешал любящим живое искусство зрителям и поклонникам Молодежного театра «На Пироговке» прийти на спектакль.  Учитывая эпидемиологическую обстановку — рассадку пятьдесят процентов — зал был полный.

Прекрасное фойе, изысканный буфет в классическом стиле, афиша, программки с фотографиями всех артистов постановки, атмосфера ожидания премьерного показа волновала зрителей, которые с нетерпением ждали первого звонка для входа в зал. Среди собравшихся гостей можно было узнать членов жюри театрального фестиваля-конкурса «Москва – город мира» — директора фестиваля, кинорежиссера Веру Федорченко и писателя-фантаста Александра Малинина.

Постановку смотрели на одном дыхании, история любви польской девушки Гелены и героя-победителя Витека никого не оставила равнодушными. Во время спектакля стояла поразительная тишина, прерываемая лишь аплодисментами. А в финале женская часть публики вытирала слезы. За два часа перед нами пронеслась целая жизнь, целая эпоха, показанная через судьбу двух любящих людей. Изящные цветы были преподнесены всем артистам от Студии Цветов и Дизайна «Кливия». Почетный гость спектакля, советник при ректорате Сеченовского Университета Иван Михайлович Чиж обратился к актерам со словами признательности и гордости за молодое поколение, поблагодарил за высокий уровень постановки.

Пронзительная актерская игра, живое виртуозное исполнение произведений Шопена, энергия, идущая от актеров зрителям, вопросы, мысли, ощущения, оставшиеся после спектакля —  это то деликатное «послевкусие», за которое мы так любим театр.

История любви длиною в жизнь – так определила жанр постановки режиссер-постановщик Ольга Захарова, с которой нам удалось пообщаться после спектакля.

Ольга: Этот спектакль посвящается Владимиру Борисовичу Яковлеву, театроведу, энциклопедисту, бессменному члену жюри театрального фестиваля «Москва – город мира», потрясающему Человеку, высокому профессионалу своего дела, мастеру слова, добрейшему и удивительно скромному человеку. Мы помним и любим его всем сердцем!

Примечательно, что Вы режиссер-постановщик, а также исполнительница главной роли. Сергей Загребнев также режиссер спектакля и исполняет главную роль.

Ольга: да, мне много раз приходилось выступать одновременно в роли режиссера и актрисы спектакля. Лет десять назад это казалось невозможным, ты не видишь себя со стороны и не можешь оценить картину в целом. С опытом стало получаться. Большой вклад в постановку привнес Сергей, мой партнер и актер нашего театра. Общаясь с членами жюри фестиваля, я назвала спектакль нашим общим ребенком, эта постановка действительно общий сплав идей, предложений, вариантов и решений. Я благодарна Сергею за его взгляд на мою роль, за наши, бывало шестичасовые репетиции, за нестандартное видение, тонкое чувствование характеров, профессиональное отношение к общему делу.

Это политическая пьеса?

Ольга: невозможно поставить ее без привязки к эпохе. Иначе она скатывается до банальной ретро-мелодрамы. «Варшавская мелодия», об этом говорят многие, своего рода постскриптум к роману «Жизнь и судьба»  В. Гроссмана. Роман направлен против тоталитаризма, как нацистского, так и советского.

В какой исторический момент и в какой атмосфере начинается спектакль? Чтобы лучше прочувствовать состояние главных героев в момент открытия занавеса – Гелю, пережившую оккупацию и Виктора, прошедшего всю войну, приведу несколько фактов из романа «Жизнь и судьба».

—  Ревекка Бухман, пытаясь скрыться от облавы, задушила свою плачущую дочь.

-До последней минуты Софья Осиповна успокаивает мальчика, обнадеживает его. Они вместе гибнут в газовой камере.

— Штрум, должен силой своего научного авторитета подтвердить, что в СССР нет репрессий. Самым ужасным наказанием становится для него звонок Марьи Ивановны: она уверена, что Штрум не подписал письмо, и восхищается его мужеством…

— Заканчивается сталинградская зима. В весенней тишине леса слышится вопль об умерших и яростная радость жизни.

Вот с такой пронзительной ноты, с такой жажды жизни начинается спектакль «Послевкусие»

— Спектакль приурочен к 75-летию победы в ВОВ?

Ольга: да… послевкусие войны, послевкусие победы. Чтобы понять взаимоотношения Гели и Виктора, польской девушки и русского солдата, разобраться, почему героиня подсознательно испытывает страх в присутствии случайного соседа — солдата в ложе консерватории, необходимо вспомнить историю начала Второй мировой войны.

1 сентября 1939 года, Германия нападает на Польшу. Через три недели началось вторжение в Польшу советских войск. Оккупация восточной части Польши Советским Союзом была предусмотрена секретным договором, заключенным между СССР и Германией 23 августа 1939 года и подписанным наркомом иностранных дел СССР Молотовым и министром иностранных дел Германии Риббентропом. В течение трех недель Германия разгромила Польшу и разделила ее территорию на три района. Западная и северная части были присоединены к германскому Рейху, восточные области аннексированы Советским Союзом и Литвой.

В захваченных польских городах немцы подвергали местных жителей жестоким издевательствам. Солдаты унижали, избивали людей, религиозным мужчинам обрезали бороды, устраивали публичные повешения с целью запугать население. Вступление германских войск в еврейские центры сопровождалось поджогами синагог и еврейских домов – иногда вместе с людьми. Тех, кто выходил на улицу, немедленно отправляли на принудительные работы – устранять разрушения, причиненные военными действиями. На всех оккупированных территориях немцы выпустили приказы, обязавшие евреев носить «знаки позора», как это было принято в средние века. Такими отличительными знаками стали нарукавная повязка со Звездой Давида или – главным образом на территории Рейха и в оккупированных странах Западной Европы – желтая звезда, которую пришивали на одежду. У Гели подруга ходила с такой же желтой звездой: «…и когда моя подруга выходит с желтой звездой на рукаве – это тоже двадцатый век!…»

Геля, пережившая страх и ужас оккупации, встречает солдата в консерватории..

— Отношения Гели и Витека рассматривались в СССР как предательство Родины? Насколько серьезные могли быть последствия?

Ольга: в послевоенные годы СССР и США развязали «холодную войну».
Идея всеобщего мира, не успев утвердиться, стала активно разрушаться. Противостояние двух систем привело к возведению «железного занавеса», к политике почти полного разрыва научно, технических, культурных, общественных связей.

В 1947-1948 годах стали появляться нормативные акты, отражающими климат эпохи: Указ о запрете браков с иностранцами от 15 февраля 1947 года, Указ об ответственности за разглашение государственной тайны или за потерю документов, содержащих государственные тайны от 9 июня 1947 года, Закон от 21 февраля 1948 года, который приговаривал «всех шпионов, диверсантов, уклонистов, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, и другие антисоветские элементы к ссылке по окончании лагерного срока в районы Колымы, Новосибирскую область и в отдаленные области Казахстана». Предпочитая как следует упрятать «антисоветские элементы», администрация лагерей чаще решала присвоить новый срок заключенному, не устраивая новых процессов. Вот что грозило героям пьесы, если бы Геля и Витек спустя 10 лет, встретившись в Варшаве, решились бы урвать минуты счастья. Везде за советскими гражданами устанавливалась слежка и обвинить в шпионаже или назвать «диверсантом» не составило бы труда:

ВИКТОР. Не сердись, — пойми. Я ж здесь не один. Пропасть на всю ночь… Подумай сама…

ГЕЛЯ. Ты им все объяснишь. Тебя поймут.

ВИКТОР. Кто поймет, а кто не поймет.

Сам факт присутствия романтических отношений, любви, желания создать семью с человеком из другой страны рассматривался, как предательство Родины. Люди были обязаны женится лишь между собой, будто они заключённые или приговорённые неясно какими силами. Налицо был факт нарушения прав человека, одним из главных принципов которого является свобода и право на выбор. Указ о запрете браков с иностранцами от 15 февраля 1947 года лишал советских людей такого, казалось бы, естественного природного выбора на личное счастье. Ведь никогда не знаешь, где встретишь свою судьбу и вторую половину. Но, очевидно, в СССР знали и решали за всех людей наперёд, лишая их права на счастье, любовь и семью.

Даже любовь ведущей Ангелины Вовк и её чешского художника (а она была самой настоящей звездой всего Советского пространства, её любили все. Без неё не проходил ни один новогодний огонёк, ни один торжественный концерт. И это уже 80-е годы! ) не выдержала советского пресса. Это несмотря на то, что СССР активно дружил с так называемыми странами из социалистического лагеря, в который входила Польша, Чехословакия, Болгария, ГДР, Румыния, Венгрия, но на этом дружественном фоне вступать в личные связи с жителями из данных стран было явно нежелательно и в советской стране не поощрялось.

— Интересно, что в пьесе два героя, а в программке их заявлено двадцать четыре.

Ольга: в Молодежном театре «На Пироговке» существует театральная Мастерская, где постигают тайны театра талантливые ребята, хотелось и их занять в спектакле, дать возможность ощутить волшебство профессиональной сцены. Их участие не было надуманным, оно логически вытекало от темы и идеи автора: такая история могла случиться и случалась со многими людьми в последние годы сталинизма.

Действующие лица

Геля  — Ольга Захарова
Витек — Сергей Загребнев
Андрей Шевцов

Пианист
Владимир Петров

Юлек Штадтлер
Андрей Шевцов
Александр Сирица

А также:
Полина Старцева
Анастасия Семьянова
Валерия Верецкая
Екатерина Михайлова
Олеся Шляхтина
Арина Волкова
Евгений Ковтунов
Богдан Ковалев
Александр Сирица
Кристина Ходнева
Галина Кашпорова
Илья Кузьминов
Дмитрий Садовников
Полина Самохвалова
Элина Вассернис
Дарья Есаян
Таисия Фирсова
Наталья Чуракова
Илья Калашников

Выражаем искреннюю благодарность

Профсоюзу Сотрудников Сеченовского Университета

Студии Цветов и Дизайна «Кливия»

Студенческому медиацентру FMM