«Уроки Сулержицкого» в МХТ имени А. П. Чехова

22.09 студийцы Театральной Мастерской МКТ «На Пироговке» посетили лекцию профессора РГИСИ Сергея Черскасского «Уроки Сулержицкого» в МХТ имени А. П. Чехова.

Сергей Дмитриевич – опытный режиссер, педагог и исследователь театра — до последней секунды держал внимание слушателей, подкрепляя интерес забавными историями из жизни самого Леопольда Антоновича и Первой студии.

«Соединять людей во всем лучшем…» — именно в этом проявлялась сущность Сулержицкого.

В 1912 г появилась Первая студия МХТ. Работу в ней непосредственно возглавлял Сулержицкий. Он принимал участие во всех постановках (официально в четырех). Более всего разнообразие его талантов и детскость видны в «Синей птице». Студия в первую очередь была местом исследования.

Станиславский говорил, что Сулер — лучший педагог, чем он сам.

«Он объясняет лучше меня то, что мне подсказывает мой актерский опыт»

Именно Сулержицкий заметил страх ошибки у студийцев на занятиях у Станиславского, строго контролирующего работу по системе.

«Никто ни разу не осмелился взять более яркую и широкую задачу»

Леопольд Антонович первым заговорил о необходимости перехода от аналитической системы к синтезирующей.

Конечно, в МХТ случались и расхождения во взглядах. Например, в «Потопе» по пьесе Х. Бергера Сулер выделял, как самый значимый, первый акт, где социальные маски сброшены перед страхом утонуть, идет объединение всех героев в хороводе (своеобразный пир во время чумы). Вахтангов же боролся за третий акт с его жесткостью (вода отступила, можно снова жить по-зверски).

«Самое дружное время было до открытия студии, как театра»

Эстетика — форма жизни театра на сцене — развивалась в МХТ ненасильственно. В этом во многом помогали капустники.

Сулер был прекрасным педагогом со своим подходом к ученикам. Он мог собрать труппу актеров летом загородом, чтобы сплочить их, чтобы вместе начать познавать что-то новое. Леопольд Антонович уделял внимание внутреннему состоянию учеников, умело поддерживал их внутренний огонь и желание расти над собой. Дети любили его за то, что он не просто играл, он жил в игре. Феномен Сулержицого заключается в том, что свою жизнь он проживал, как педагогический процесс.

«Был учителем жизни больше, чем учителем сцены»

Автор: Наталья Ананьина