Уязвленные сердца. «Круг Достоевского» в театре «На Пироговке»

Премьера спектакля, объединившего героев повестей и романов Федора Достоевского, состоялась 15 декабря 2021 года на экспериментальной сцене Театра Российской армии.

Спектакль «Круг Достоевского», поставленный к 200-летию со дня рождения писателя в Молодежном камерном театре «На Пироговке» – о поисках смысла и самосознании, преданности и предательстве, о настоящем и бутафорском мире, о принятии и отверженности, прощении и любви.  У всех его героев в силу разных причин, израненные и уязвленные сердца. К чему ведет романтика страданий – в сумрак или к свету, о чем стоит задуматься и что изменить в своей жизни? Приходите на «Круг Достоевского» – у каждого зрителя будет свой ответ на этот вопрос.

«Круг Достоевского» открывают «Записки из мертвого дома» – документальная повесть о быте заключенных Омского острога. Оказавшись там волею случая, вполне благополучный молодой человек,  попадает в преддверие ада. В ужасающих жерновах перемолоты его свободолюбие, да и вся прежняя жизнь, а будущего словно бы и нет. Потребуется огромное духовное напряжение и сила воли, чтобы после перенесенного в остроге начать жизнь заново, с чистого листа. Монолог от лица героя «мертвого дома» Александра Петровича Горянчикова читает Андрей Шевцов.

В бутафорский мир – «исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего ее умом до исступления» невольно попадает одна из главных героинь романа Достоевского «Идиот» Аглая Епанчина (монолог Аглаи читает Галина Кашпорова). Самонадеянная и своенравная дочь состоятельных родителей, признанная красавица, Аглая испытывает страстное желание «бежать из дому, пользу приносить», не особо задумываясь, кому и как она способна пользу принести. Для ее уязвленного сердца, гордого и жаждущего признания, важно, только то, что это ее собственный выбор, даже если он ведет к страданиям и разрушению.

Страдания и разрушение – удел героинь и героев двух других романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Актриса Валерия Варецкая потрясающе читает монолог Катерины Ивановны Мармеладовой – некогда юной и прекрасной, а теперь раздавленной жизнью с горько пьющим мужем. Валерия Варецкая создает мощный и страстный образ теряющей рассудок женщины. Сонечка Мармеладова, ее дочь, – еще одна героиня «Преступления и наказания» (монолог Сонечки исполняет Наталья Ананьева) – символ бессмысленной жертвенности, погруженности в страдания окружающих, не имеющий сил осознать глубину и безысходность своей поруганной жизни.

Надо ли быть добрым и сострадающим, когда все так безнадежно? Алексей Карамазов (его монолог читает Дмитрий Садовников) убеждает: да, надо. Даже вопреки тому, что «человек часто смеется над добрым и хорошим», не сознавая всей глубины и ценности милосердия, любви и сострадания.

Смеяться над добрым и хорошим – даже над самой собой, страдать и приносить страдания, любить и мучить одновременно готова героиня романа «Униженные и оскорбленные» Наталья Ихменева: «Любить без памяти и мучить до боли того, кого любишь, именно за то, что любишь». Монолог героини – Наташи Ихменевой проникновенно читает со сцены Таисия Фирсова, ее актерская работа – абсолютно точное попадание в образ.

Не менее трагический образ создает и Юлия Феоктистова, читая монолог Вареньки Доброселовой, героини одного из самых, быть может, безысходных романов Достоевского «Бедные люди».

Искренностью, хрупкостью, стремлением к счастью, любви, готовностью пробудится к новой жизни покоряет Анастасия Семьянова в монологе Настеньки из сентиментального романа «Белые ночи».

Досаду и разочарование от того, что отвернулось провинциальное светское общество, передает в ироничном монологе Кристина Ходнева – ее героиня Софья Петровна Карпухина из повести «Дядюшкин сон» на один день вознеслась на вершину популярности, но этот день миновал. Остается бравада и отъезд из городка в поисках лучшей доли.

Возможно, одна из самых ярких сцен спектакля – монологи из романа Федора Достоевского «Бесы» (артисты Илья Калашников и Александр Ким) – слушая их, осознаешь, что зло расползается мутным пятном только тогда, когда находятся желающие его масштабировать.

«Достоевский – о вечном, о природе человека», – убеждена художественный руководитель и главный режиссер Молодежного камерного театра «На Пироговке» Ольга Захарова. И блестяще это доказывает своим новым спектаклем. Приходите на «Круг Достоевского», посмотрите внимательно. Вглядитесь и вслушайтесь в происходящее на сцене, как в зеркало. Выбирайте правильные пути и уязвленных сердец станет меньше.