Литературно-музыкальный спектакль к 200-летию Я.П.Полонского
Дорога
18 декабря 2019 года, ровно в день 200-летия Якова Петровича Полонского, Молодежный театр «На Пироговке» подарил зрителям очередную премьеру в уходящий год театра. Литературный спектакль «Дорога», окутанный в музыкально- поэтическую вуаль, перенес зрителей, оставивших предновогодние дела, в атмосферу «Золотого века» русской литературы.
В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Это был взлет Духа, культурный подъем. Литература в XIX века — самая влиятельная форма национальной культуры. Это время творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Ближе во второй половине века появляется в творчестве писателей произведения на темы моральной и христианской этики, поиски правды и справедливости. Яркими представителями этого направления являются: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
В 50-е годы происходит новый подъем поэзии. Многочисленные поэтические сборники становятся событиями литературной и общественной жизни. В полной мере раскрываются таланты Н. А. Некрасова и А. А. Фета, возрождается к поэтической жизни Ф. И. Тютчев, выходят книги И. С. Никитина Я. П. Полонского, Ап. Майкова и др. Отчетливо обозначаются два направления поэзии: демократическое (Н. А. Некрасов, И. С. Никитин, ) и «чистое искусство» (А. А. Фет, Ап. Майков, А. К. Толстой). Промежуточную позицию занимал Я. П. Полонский.
Мечтательный, как Байрон, и рассеянный, как Лафонтен, Я.П. Полонский входит в большую литературу в начале 40–х годов XIX века. На фоне страстной лирики поэтов–петрашевцев (кружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за участия в нём молодого Достоевского и из-за необычного, поразившего современников, обряда инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы) его лира нежна, мягка, заоблачна.
Полонский прикован к современной ему истории, к человеку, пребывающему в ней. Он движется вместе со временем, и чем напряженней, интенсивней становится ритм общественной жизни, тем трагичней звучат его поэтические отклики на социальные катаклизмы современности. В 1881 г. поэт пишет К.П. Победоносцеву: «Холодом повеяло от жизни – тяжело, душно, невыносимо душно!.. Шестьдесят лет живу на свете и, клянусь Вам, не помню странного, такого тяжелого времени». С другой стороны, Полонский как будто грезит наяву, принимает за «действительность не то, что видит, а то, что ему мерещится, и наоборот». Фантазийный мир Полонского, «туманный, мечтательный, вечерней или утренней зарею облитый колорит вдохновений», не вписывался в рамки приземленной реальности. Так кто же он, этот романтик и идеалист, наделенный способностью тонкого и страстного сопереживания, — певец «чистого искусства», борец–революционер или обыкновенный человек прогресса, чей трагизм заключен в попытке совместить несовместимое: идеальную эстетику и гражданское движение второй половины XIX века?
Поразмышлять об этом предлагает спектакль «Дорога», режиссер – художественный руководитель театра Ольга Захарова. Зрители вместе с актерами прошли основные этапы жизненного пути поэта и прозаика.
С чего обычно начинается интерес к творчеству полузабытого поэта Полонского? Ну конечно, с романса. С бессмертного русского романса, особенно пышно расцветшего во второй трети XIX столетия. С какого именно? Конечно, с «Песни цыганки». Если спросить любого далекого от поэзии человека, знакомы ли ему слова «Мой костер в тумане светит, искры гаснут на лету…» — и вам тут же продолжат, пусть и путая слова. Романс, ставший народной песней, уже полтора столетия живущий на слуху, прозвучал под гитару в исполнении актеров театра почти в самом начале спектакля.
Крафтово-молочное сценографическое решение придает мягкий пастельный колорит постановке. Нежно-кружевная стилистика всего спектакля контрастирует с серым холодом железной решетки в жесткой и выразительной сцене пребывания в тюрьме Веры Засулич. Стихотворение «Узница» — отклик Я. Полонского на арест Веры Засулич, покушавшейся на жизнь петербургского градоначальника.
Лирические и романтические стихи переплетаются с гражданскими и биографическими. Полонским написано одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о смерти ребенка, увиденной совершенно поразительным образом — «Смерть малютки». Сцена решена условными выразительными средствами, тем не менее, по отзывам зрителей, попадая в атмосферу похорон младенца, «цепенеешь от одного вида замерших глаз матери»
Наиболее ценимое самим Полонским стихотворение «Колокольчик» пронзительной нотой звучало в заключительных аккордах спектакля. Здесь романсовая «жестокая струна» напряжена до предельного драматизма, до высочайшей лирической драматургии. Чаще всего подобные попытки приводили к хорошей прозе в стихах или к миниатюрной драме. «Колокольчик» Полонского — одно из немногих счастливых исключений.
Переплеталась с поэтической дорогой Я. Полонского вдохновенная струя живой виртуозной фортепьянной и скрипичной музыки. И. С. Бах, М.И. Глинка звучали в исполнении директора Культурного центра Олеси Касьяновой и студентки Сеченовского университета, участницы Инструментального ансамбля классической музыки Sechenov, Марии Волковой. «Говорить о музыке — это все равно, что танцевать об архитектуре». Мы приглашаем вас прийти на следующий спектакль и в уютном формате Арт Кафе пройти вместе с артистами и музыкантами «Дорогу» жизни поэта и прозаика «Золотого века» русской литературы Якова Петровича Полонского.
В спектакле заняты:
- Стихотворение «Дорога»
Арина Волкова, Андрей Шевцов, Александр Сирица, Екатерина Михайлова, Карина Ефремова - «Песнь цыганки»
Весь курс - «Любви не боялась ты»
Илья Кузьминов - Глинка-Балакирев. «Жаворонок»
Мария Волкова - «Лунный свет»
Карина Ефремова - «Лебедь»
Екатерина Михайлова - «Литературный враг»
Анастасия Семьянова - «Узница»
Андрей Шевцов - «Молитва»
Ольга Захарова - Иоганн Себастьян Бах. «Аллеманда из партиты ре минор»
Олеся Касьянова - «Смерть малютки»
Мила Кузьмина - Скотт Джоплин. Регтайм кленового листа
Мария Волкова - «Колокольчик»
Валерия Мартыненко - «Утрата»
Александр Сирица - «Что если»
Мила Кузьмина - «Прометей»
Богдан Ковалев, Екатерина Михайлова, Анастасия Семьянова - «На пути»
Андрей Шевцов, Валерия Мартыненко, Илья Кузьминов
Режиссер-постановщик, художник по костюмам – Ольга Захарова
Светооператор, звукооператор – Максим Журлов
Дизайнер – Александр Доронин, Ольга Захарова
Реквизитор – Мила Кузьмина
Костюмер – Валерия Мартыненко
Зав. Пост. частью – Андрей Шевцов
Несправедливо было бы не вспомнить творчество Якова Петровича Полонского, прожившего редкостно долгую для русского лирика жизнь и создавшего множество произведений как в стихах, так и в прозе, неравнодушного к судьбам Отечества, живо откликающегося на значительные общественные события, будь то отмена крепостного права или военная кампания. И ему удавалось оставаться, как правило, лириком, а не трибуном.
Этим спектаклем хотелось приоткрыть забытые страницы и напомнить о Я. Полонском, создавшем много выдающихся стихотворений, оцененных по достоинству как современниками — А. А. Фетом, Ф. И. Тютчевым, В. М. Гаршиным, так и поэтами иных поколений, например, Александром Блоком, прекрасно знавшим творчество Полонского и ценившим его чрезвычайно высоко.
Осенью 1883 года Яков Петрович Полонский написал: «Там, где полнейшее равнодушие ко всему, что не мы и не наш интерес, — признак или неосмысленного ребячества, или той старческой апатии, которая предшествует разложению общества…»
Выражаем благодарность нашему постоянному партнеру!!!
Салон цветов «Кливия» — красивые, стильные, свежие букеты на любой, даже самый взыскательный вкус:
https://m.vk.com/club_kliviya
https://instagram.com/kliviya_salon?igshid=1e9iisuz1wjdf