Семье Щукиных принадлежала одна из самых обширных коллекций произведений искусства со всего мира. Авторы выставки концептуализировали ее не хронологическим ходом жизни Сергея Щукина и его братьев. Здесь предложена концепция, позволяющая взглянуть на личности коллекционеров через приобретенные ими произведения, через увлечение сначала одними, затем другими мастерами.
На выставке «Щукин. Биография коллекции» демонстрируются коллекции трех братьев коллекционера — Дмитрия, Ивана и Петра.
Пётр
Пётр Щукин собирал исторические реликвии, ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного исторического музея, была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем, Пётр одновременно с Сергеем открыл для себя новую французскую живопись.
Дмитрий
Дмитрий Щукин — вдумчивый, просвещенный коллекционер и тонкий знаток истории искусств — собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Залы искусства Голландии в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в значительной степени, сформированы из произведений, принадлежавших Дмитрию.
Иван
Самый младший из братьев, Иван Щукин — все еще мало изученная фигура. Он был человеком разносторонних дарований, знатоком Парижа и парижской жизни, его художественно-литературный кружок «Щукинские вторники» посещали яркие представители богемы. Именно младший брат ввел Сергея в художественную среду и привлек его внимание к современному французскому искусству. Не справившись с соблазнами французской столицы, Иван покончил жизнь самоубийством. На выставке будет показана лишь небольшая часть произведений, некогда принадлежавших Ивану Щукину — из-за частых финансовых затруднений он был вынужден продавать свои собрания.
Сергей
Сергей Иванович Щукин происходил из московской купеческой семьи. Собирательством живописи он увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы коллекционированием с молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем и каждый из них, в той или иной степени, повлиял на характер коллекционирования Сергея.
«К пройденному» Сергей Иванович не возвращался. Если уж отлюбил художника. То отлюбил навсегда» — пишет Наталия Семенова, научный консультант выставки. Один из критиков так и назвал щукинское собрание – «история его увлечений».
Влюбляясь в художника, Щукин покупал у него все главное и лучшее. Выставка построена в логике этих влюбленностей: в Гогена, Сезанна, Матисса, Дерена, Руссо. Ранний кубизм Пикассо был слишком радикален даже для Щукина, но он чувствовал, что вещь, вызывающую шок, надо купить, а дома завешивал работы тканью и по чуть-чуть открывал. У Щукина была 51 работа Пикассо!
Попадая в первый зал — первый укол в сердце — известное полотно «Танец» Анри Матисса, одна из трех больших работ, которые Сергей Щукин заказал художнику для холла своего особняка. (сначала он сомневался, вешать ли ее в холле, как отнесутся дети к изображенным на ней обнаженным телам. Но в конце концов решился и написал Матиссу: «Сударь, я нахожу в вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными).
Для этого полотна в музее освободили целиком Белый зал. Очень не хватает парной к «Танцу» «Музыки». Панно в плохом состоянии, говорят, что его больше не возят.
Хочется отметить удивительный факт. Во время учебы на режиссерском факультете Театрального института имени Бориса Щукина на ранних курсах мы ставили режиссерские этюды по картинам художников. И мое внимание остановилось именно на этой картине. (Но она не подошла по критериям отбора картин к заданию) … А сегодня захожу в музей и на огромном холсте она, столько раз переосмысленная, до предела узнаваемая…Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить! Но нет, перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все. У нас может возникнуть подозрение, что фовисты, к коим относится Матисс и примитивисты просто не умеют по-другому писать. Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы, в том числе Матисса, когда они ещё не выработали свой авторский стиль. «Танец» – уже зрелая работа Матисса. В ней ярко выражен стиль художника. И он намеренно упрощает все, что можно. Вопрос, зачем. Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее, чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце. Не на фоне, не на лицах персонажей, не на их одежде, их просто нет в картине, а лишь на самом танце. Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.
Всего у Щукина было 37 работ Матисса, но из Петербурга приехали не все.